У творческого
человека особый взгляд на мир и происходящие в нем события. То, что не замечает
простой обыватель, способен увидеть, а затем и передать с помощью красок на
холсте или бумаге художник. Жительница Павлограда Наталья Романова создает свои
картины уже 9 лет. Делает это спонтанно, по наитию, часто нарушая
все каноны изобразительного искусства.
Сюжеты для своих работ автор черпает в самых неожиданных
вещах – узорах на деревянной доске или разводах кофейной гущи на бумаге.
С Натальей мы встретились в доме ее близкой подруги Зои Дудченко.
Именно здесь выставлено большинство
работ художницы, для некоторых из них «полотном» послужили стены комнат и
деревянный потолок террасе. После короткого знакомства мы с Натальей, с чашками
кофе, устраиваемся на террасе в креслах-качалках. Я рассматриваю огромное панно
у себя над головой и слушаю рассказ его автора.
В силуэте мужчины
разглядела своего мужа…
Наталья Романова уже на пенсии, прежде работала на Павлоградском
химзаводе. В 2009 году хозяйка дома, Зоя Петровна, пригласила ее сиделкой к своему
тяжело больному мужу. Уход за ним оставлял время для творческой самореализации.
- Так я стала рисовать, - делится Наталья. - Сперва это были
наброски, незамысловатые акварели. А однажды Зоя, уходя на работу, предложила
мне написать ее портрет. Я рискнула, хотя никогда ничего подобного не делала.
Портрет получился оригинальный – не было фотографического сходства с героиней,
скорее, отображал ее внутреннее состояние. Но Зоя себя в нем легко узнала и, я
скажу, была потрясена.
Моя собеседница вспоминает и другую свою картину того
периода, выполненную в багрово-черных тонах и написанную за пару часов. Это
исчезающая в лучах закатного солнца городская улица. Контуры домов едва видны. Возле
двора человек в длинном плаще, стоя спиной к зрителю, смотрит на закат. Картина
имеет название «Выход». Зоя Петровна нашла ее очень символичной, а в силуэте
мужчины разглядела своего мужа…
По словам художницы, со временем она стала покупать масляные
краски – говорит, ей с ними удобнее работать, чем с акварельными, акриловыми
или гуашью. Первые свои холсты мастерила сама – на фанерную дощечку клеила
кусок простыни, грунтовала ее клеем и рисовала. Чуть позже друзья подарили ей
кисти и мольберт. Многие работы у Натальи рождались под музыку и сопровождались
ее же стихотворными строчками.
- Потом были так называемые кофейные темы. Кофе, заваренный
в турке, мы выпивали, а гущу я выплескивала на бумажный лист. Получались образы,
которые я срисовывала. Это был целый цикл, - рассказывает автор. Она говорит,
что ее картины рождаются очень быстро – словно не она сама, а что-то или кто-то
водит ее рукой. Знакомы Наталье и творческие кризисы.
Рисовала не кистью, а пальцами
Коллекция ее картин, которые выставлены в одной из комнат
дома Зои Дудченко, насчитывает десятки работ. Они написаны в своеобразной
манере, возможно, близкой к примитивизму (стилю в изобразительном искусстве, где
преобладают упрощенные формы). И рассказывают зрителю о вечном – о любви и
одиночестве, поиске смысла жизни и метаниях человеческой души, земных страстях
и месте человека в огромном мироздании. Н. Романова проводит для меня экскурсию
– говорит, что посетителей здесь бывает немного, но каждый в ее картинах находит
что-то для себя.
Вот, к примеру, триптих (3 отдельные картины), центральный образ
которого стоящая в бокале вина роза. На
одной картине она белая, а цвет вина здесь имеет светло-розовый оттенок (картина
символизирует молодость). Другой цветок алый, а вино чуть темнее (зрелость). Лепестки
третьей розы и вино темно-бордового и бордового тонов (старость).
Другая ее работа называется «Удивление». Она состоит из трех
образов – малыша, девушки и взрослой женщины. Все они видят нечто, что вызывает
их любопытство и трогает сердца. Это нечто – божья коровка. Наталья говорит, что краски на холсты своих картин наносила
не кистью, а… пальцами.
Возвращаясь к незавершенному панно на потолке террасы,
скажу, что его Наталья создавала этим летом. Идея облагородить голую, безликую
деревянную плоскость пришла к ней неожиданно. Говорит, сидели с подругами здесь
в креслах, пили кофе, глядели на потолок.
Поначалу она загорелась желанием нарисовать что-то
цветочно-фруктовое. Начала уже работать. Но однажды среди узоров древесных
щепок, из которых состоит плита, художница увидела образы людей. И стала их
очерчивать, а затем и наполнять красками. Так появилась танцующая цыганка,
ангелы, седовласый старец и воины, несколько фривольная барышня, а еще космогонические
символы, знаки.
- Я приходила сюда каждое утро. Поверьте, творить на потолке
физически не так просто, как кажется на первый взгляд, - говорит Наталья.
Кстати, свой дом она тоже взялась преображать с помощью красок. Ее любимые
цвета в живописи – яркие, контрастные.
«Я не ищу славы»
- Откуда во мне эта неожиданная потребность рисовать? Я не
знаю, и давно перестала себя об этом спрашивать. Думаю, что во мне проснулись
нераскрытые в детстве способности. Я ведь нигде этому не училась, в школе рисовала
так же, как и другие дети. Не лучше и не хуже, на твердую «четверку». Отлично
понимаю, что не являюсь профессионалом – в творчестве руководствуюсь только
собственными ощущениями, интуицией, фантазиями. Знатоки наверняка скажут свое
«фи», глядя на мои работы. Не все друзья их понимают – некоторые просто
пожимают плечами. Собственно, я не ищу славы. Рисую потому, что не могу не
рисовать. Это мой путь самореализации», - объясняет художница.
Сколько она создала картин за эти 9 лет, Наталья не может
сказать. Что-то бесследно исчезло в горе макулатуры или сгорело в печке,
какие-то работы она подарила друзьям. По словам художницы, у нее нет любимых произведений.
- Мне они все до определенного момента нравятся, а потом я с
ними безо всякой жалости расстаюсь. Это процесс, а не стремление к результату. Сама
не знаю, какая идея возникнет у меня в следующую минуту, и что я создам на
холсте, - признает Н. Романова. На вопрос о мечте, она отвечает, что хотела бы
иметь собственную художественную студию. А еще – попробовать живописать на
камне.
Между прочим, сегодня она работает не только с кистью,
красками и полотном, но и со скульптурной глиной. Наталье нравится лепить
миниатюры. Правда, здесь она делает только первые шаги. - Я не чувствую, что
исчерпалась. Просто иногда нужно отдохнуть, - заключает павлоградская художница.
Коментарі
Дописати коментар