Остання публікація

Нотатки з війни | "Місцевих війна загартувала"

Зображення
Сільською вулицею прямує немолода жінка. Поруч неї човгає хлопчина років восьми. Вочевидь, онук.

Наталья Романова: «Рисую потому, что не могу не рисовать»


У творческого человека особый взгляд на мир и происходящие в нем события. То, что не замечает простой обыватель, способен увидеть, а затем и передать с помощью красок на холсте или бумаге художник. Жительница Павлограда Наталья Романова создает свои картины уже 9 лет. Делает это спонтанно, по наитию, часто нарушая все каноны изобразительного искусства.

Сюжеты для своих работ автор черпает в самых неожиданных вещах – узорах на деревянной доске или разводах кофейной гущи на бумаге.

С Натальей мы встретились в доме ее близкой подруги Зои Дудченко. Именно здесь выставлено большинство работ художницы, для некоторых из них «полотном» послужили стены комнат и деревянный потолок террасе. После короткого знакомства мы с Натальей, с чашками кофе, устраиваемся на террасе в креслах-качалках. Я рассматриваю огромное панно у себя над головой и слушаю рассказ его автора.

В силуэте мужчины разглядела своего мужа…

Наталья Романова уже на пенсии, прежде работала на Павлоградском химзаводе. В 2009 году хозяйка дома, Зоя Петровна, пригласила ее сиделкой к своему тяжело больному мужу. Уход за ним оставлял время для творческой самореализации.


- Так я стала рисовать, - делится Наталья. - Сперва это были наброски, незамысловатые акварели. А однажды Зоя, уходя на работу, предложила мне написать ее портрет. Я рискнула, хотя никогда ничего подобного не делала. Портрет получился оригинальный – не было фотографического сходства с героиней, скорее, отображал ее внутреннее состояние. Но Зоя себя в нем легко узнала и, я скажу, была потрясена.

Моя собеседница вспоминает и другую свою картину того периода, выполненную в багрово-черных тонах и написанную за пару часов. Это исчезающая в лучах закатного солнца городская улица. Контуры домов едва видны. Возле двора человек в длинном плаще, стоя спиной к зрителю, смотрит на закат. Картина имеет название «Выход». Зоя Петровна нашла ее очень символичной, а в силуэте мужчины разглядела своего мужа…

По словам художницы, со временем она стала покупать масляные краски – говорит, ей с ними удобнее работать, чем с акварельными, акриловыми или гуашью. Первые свои холсты мастерила сама – на фанерную дощечку клеила кусок простыни, грунтовала ее клеем и рисовала. Чуть позже друзья подарили ей кисти и мольберт. Многие работы у Натальи рождались под музыку и сопровождались ее же стихотворными строчками.

- Потом были так называемые кофейные темы. Кофе, заваренный в турке, мы выпивали, а гущу я выплескивала на бумажный лист. Получались образы, которые я срисовывала. Это был целый цикл, - рассказывает автор. Она говорит, что ее картины рождаются очень быстро – словно не она сама, а что-то или кто-то водит ее рукой. Знакомы Наталье и творческие кризисы.


Рисовала не кистью, а пальцами

Коллекция ее картин, которые выставлены в одной из комнат дома Зои Дудченко, насчитывает десятки работ. Они написаны в своеобразной манере, возможно, близкой к примитивизму (стилю в изобразительном искусстве, где преобладают упрощенные формы). И рассказывают зрителю о вечном – о любви и одиночестве, поиске смысла жизни и метаниях человеческой души, земных страстях и месте человека в огромном мироздании. Н. Романова проводит для меня экскурсию – говорит, что посетителей здесь бывает немного, но каждый в ее картинах находит что-то для себя.


Вот, к примеру, триптих (3 отдельные картины), центральный образ которого  стоящая в бокале вина роза. На одной картине она белая, а цвет вина здесь имеет светло-розовый оттенок (картина символизирует молодость). Другой цветок алый, а вино чуть темнее (зрелость). Лепестки третьей розы и вино темно-бордового и бордового тонов (старость).

Другая ее работа называется «Удивление». Она состоит из трех образов – малыша, девушки и взрослой женщины. Все они видят нечто, что вызывает их любопытство и трогает сердца. Это нечто – божья коровка. Наталья говорит, что краски на холсты своих картин наносила не кистью, а… пальцами.

Возвращаясь к незавершенному панно на потолке террасы, скажу, что его Наталья создавала этим летом. Идея облагородить голую, безликую деревянную плоскость пришла к ней неожиданно. Говорит, сидели с подругами здесь в креслах, пили кофе, глядели на потолок.

Поначалу она загорелась желанием нарисовать что-то цветочно-фруктовое. Начала уже работать. Но однажды среди узоров древесных щепок, из которых состоит плита, художница увидела образы людей. И стала их очерчивать, а затем и наполнять красками. Так появилась танцующая цыганка, ангелы, седовласый старец и воины, несколько фривольная барышня, а еще космогонические символы, знаки.

- Я приходила сюда каждое утро. Поверьте, творить на потолке физически не так просто, как кажется на первый взгляд, - говорит Наталья. Кстати, свой дом она тоже взялась преображать с помощью красок. Ее любимые цвета в живописи – яркие, контрастные.

«Я не ищу славы»

- Откуда во мне эта неожиданная потребность рисовать? Я не знаю, и давно перестала себя об этом спрашивать. Думаю, что во мне проснулись нераскрытые в детстве способности. Я ведь нигде этому не училась, в школе рисовала так же, как и другие дети. Не лучше и не хуже, на твердую «четверку». Отлично понимаю, что не являюсь профессионалом – в творчестве руководствуюсь только собственными ощущениями, интуицией, фантазиями. Знатоки наверняка скажут свое «фи», глядя на мои работы. Не все друзья их понимают – некоторые просто пожимают плечами. Собственно, я не ищу славы. Рисую потому, что не могу не рисовать. Это мой путь самореализации», - объясняет художница.


Сколько она создала картин за эти 9 лет, Наталья не может сказать. Что-то бесследно исчезло в горе макулатуры или сгорело в печке, какие-то работы она подарила друзьям. По словам художницы, у нее нет любимых произведений.

- Мне они все до определенного момента нравятся, а потом я с ними безо всякой жалости расстаюсь. Это процесс, а не стремление к результату. Сама не знаю, какая идея возникнет у меня в следующую минуту, и что я создам на холсте, - признает Н. Романова. На вопрос о мечте, она отвечает, что хотела бы иметь собственную художественную студию. А еще – попробовать живописать на камне.

Между прочим, сегодня она работает не только с кистью, красками и полотном, но и со скульптурной глиной. Наталье нравится лепить миниатюры. Правда, здесь она делает только первые шаги. - Я не чувствую, что исчерпалась. Просто иногда нужно отдохнуть, - заключает павлоградская художница.

Александр Шульга для Вестник Шахтера

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Як правильно клепати косу. Поради від сільського косаря з Чернігівщини (відео)

Меотида: краса, яку навпіл розірвала війна (відео)

"Істерик ні в кого немає". Як живуть кияни під обстрілами.