Не имея оснований давать собственные оценки ситуации, приведу лишь наблюдения бойца 20-го батальона 93-й Отдельной механизированной бригады Романа. Разговор с ним состоялся 7 апреля.
Командиры просили войти в положение
Роман провел на фронте год, в мае 2014 года вместе со своим батальоном штурмовал захваченный боевиками Мариупольский горотдел милиции. Когда батальон переформатировали и он вошел в состав 93-й ОМБР, парень воевал стрелком-наводчиком, на своей шкуре испытал «донецкий ад».
«Перед уходом домой мы отдавали новобранцам свои бронежилеты, разгрузки, спальники, кевларовые каски. Все то, чем нас обеспечили родные и волонтеры, а никак не министерство, - говорит Роман. - Командиры просили нас понять ситуацию, да мы и сами видели, что пацаны пришли воевать голые и босые. Да и как иначе?! Я пацана не одел, и будет он голый бегать. Я так не могу... С другой стороны, я отдал новобранцу свой бронежилет. А через полгода меня, если война продолжится, в числе первых призовут. И тогда опять все покупать? Это напрягает».
По словам Романа, дембелям пришлось не только «одевать» свою смену из числа мобилизованных, но и заново готовить их к реальной войне. Роман: «На полигоне в части, перед отправкой на фронт, они должны заниматься уже с оружием и в полной амуниции. А они, вот так (показывает) держат руки, типа они с автоматом, и бегают с утра до ночи. Черт-те что... Да, когда нас призвали, мы через три дня полетели в Мариуполь воевать. Вот и вся подготовка. Нас уже потом на ротации пытались чему-то учить, хотя это уже не так было интересно.
А сейчас, когда год прошел, мы надеялись, что придут пацаны обученные, подготовленные, одетые. Какое там... Говорят, бегали, выстреляли по паре рожков. Но это ж не дело! С АГС (автоматический гранатомет станковый - прим.авт), ДШК (станковый пулемет - прим. авт.), подстволов» (подствольный гранатомет - прим. авт.) они не стреляли, только со стрелкового, да и то с «Ксюхи» (автомат Калашникова с укороченным стволом - прим. авт.). Что они сами говорят о своей подготовке? Матюкаются! Кто-то в жизни не видел оружия. И вот мы, дембеля, начинаем их чему-то на импровизированном полигоне учить».
«Где наши армейские буржуйки?!»
Роман говорит, что за последний месяц серьезно ухудшилось продуктовое обеспечение его подразделения на передовой. По словам парня, он пытался узнать о причинах ситуации у своего непосредственного командира. «А он мне отвечает, что сам ничего не знает, - говорит демобилизованный боец. - Получается, мы там сами по себе, а тыл - сам по себе. Я думаю, проблема где-то здесь, в части или в Днепропетровске. Утверждать, что кто-то куда-то вывозит эти бронежилеты или овощи, я не могу. Просто констатирую факт. Я не знаю, какая ситуация в других подразделениях 93-й бригады. Хотя разговоры ходят».
Роман очень благодарит волонтеров, признает, что без их помощи ему и другим бойцам батальона пришлось бы тяжело. «Они нам все привозят. Начиная от формы, берцев и заканчивая трусами и разными сладостями. И борщи, и генераторы, и спальники. Все волонтерское. Буржуйки все до единой у нас были волонтерские. Где наши армейские буржуйки?! Почему мы их не видим?! Ни одной нет!» - возмущается Роман.
Кстати
Жена Романа Айна, которая с начала войны помогает фронту, признает, что сейчас у нее опускаются руки. Говорит, ждали, что за год государство построит логистику и обеспечит всем необходимым своих защитников. Однако... «Я знаю, что руководство 93-й бригады советует мобилизованным четвертой волны искать контакты волонтеров. Нам уже три бойца звонили, просили амуницию. Говорят, им командиры дали наш номер. Я ответила, что у нас сейчас нет ничего», - говорит Айна.
в тему
«Я тоже с этим пулеметом воевал...»
Ветеран возмущен, что внукам на передовую отправляют допотопное оружие
Вы знаете, о чем сегодня болит душа ветерана? Того, который семь десятилетий назад прошел ад Второй мировой войны? Надо полагать, что за долгую жизнь он привык довольствоваться малым. Однако ему обидно, что своих нынешних фронтовиков государство тоже не спешит ценить.
Я ничего не передергиваю. Просто на днях послушал 90-летнего разведчика, педагога, а ныне лидера ветеранской организации Павлоградского района - Николая Павловича Молчанова. 3 апреля он обсуждал на заседании общественного совета района вопрос подготовки к празднованию 9 Мая и 70-летия Победы над нацизмом. Войну 21 века ветеран тоже не обошел стороной.
Николай Молчанов: «Нам очень больно смотреть, что делается в стране. Потому что сегодня воюют наши внуки, фактически. У меня, например, внук сейчас в Крымском. Вы знаете, это в Луганской области, горячая точка. И я не могу это переварить. То, как их там снабжают.
Вот, вчера звоню. Хорошо, что сейчас есть телефон. Мы, когда воевали, годами со своими близкими не имели связи, а сейчас можно чуть ли не каждый час звонить. Внук мне и говорит: «Дедушка. Получили пополнение оружием». «А каким, спрашиваю?» «10 пулеметов «Максим» 1941 года выпуска и без станин...» А кто знает (я тоже с этим пулеметом воевал) - это 24 кг, его не удержишь в руках. Как внуку воевать?! Говорит, нашли электроды и приварили какие-то треноги, нашли выход из положения. Вот такое отношение к тем, кто нас с вами защищает. Это не красит наше государство...»
Вот, такой эпизод. Боль Почетного ветерана Украины за судьбу своего внука - будущего ветерана...
Официально
Сегодня новобранцы обеспечены лучше
Так считают в Министерстве обороны Украины, хотя и признают - денег на всех не хватает
Каждый 12-й военнослужащий имеет служебный бронежилет, а каждый восьмой - специальную каску. Об этом сообщила 24 марта в ходе брифинга в ИА «Укринформ» директор департамента госзакупок и поставок материальных ресурсов Министерства обороны Украины Нелли Стельмах (www.ukrinform.ua/ukr/news/2035933).
По словам чиновника, бронежилеты и каски выдают бойцам только во время выполнения ими служебных обязанностей в зоне АТО. Н. Стельмах сообщила, что «на потребности украинского войска выдано 20,5 тыс. бронежилетов, 31 тыс. касок», еще 35 тыс. бронежилетов и 45 тыс. касок находятся в производстве. Чиновник считает, что бойцы четвертой волны мобилизации обеспечиваются лучше, чем их предшественники.
По словам директора департамента, всего на потребности тылового обеспечения армии госбюджет выделил в 2015 году 7 254 млн грн. Нелли Стельмах назвала это рекордной суммой за последние 20 лет, однако признала, что и этих денег может не хватить (с учетом того, что численность Вооруженных Сил приближается к 250 тыс. чел.).
Ранее, 29 января, вр.и.о. начальника Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Украины Александр Голоднюк заявлял (www.ukrinform.ua): «Все мобилизованные, которые призываются, на сегодняшний день отправляются в учебные подразделения, они обеспечиваются всем необходимым, формой одежды, всем, что касается бытовой группы материальных средств... Что касается бронежилетов, ни один военнослужащий не едет в зону АТО без обеспечения его бронежилетом».
Что касается боевой подготовки новобранцев, то, как пояснил недавно в интервью «Голосу Украины» министр обороны Степан Полторак, «мобилизованные военнослужащие после начального обучения направляются в подразделения на полигоны, где проходят боевое слаживание», «сдают зачеты для определения уровня их подготовки и участвуют в тактических учениях с боевой стрельбой». По словам министра, «только после этого они могут быть направлены в боевые подразделения» (www.mil.gov.ua от 8 апреля).
Александр Шульга
Коментарі
Дописати коментар