Остання публікація

Нотатки з війни | "Місцевих війна загартувала"

Зображення
Сільською вулицею прямує немолода жінка. Поруч неї човгає хлопчина років восьми. Вочевидь, онук.

«Мы, королевы, - бабы простые!» Интервью с павлоградскими волонтерами


Как-то один из лидеров российских боевиков упрекнул луганских женщин в «бездуховности». Дескать, шастают по ночным клубам, очаг домашний не согревают. И указал барышням на их место: «Дома села, пирожочков напекла, отпраздновала 8 Марта...» Таков он, русский мир.

Этот эпизод я вспомнил, когда беседовал с двумя павлоградскими волонтерами - Анной Третьяк (Прудской) и Татьяной Найдой. Они - абсолютный антипод образа «домостроевской бабы», послушной и ведомой мужем, обществом, государством. Мы встретились незадолго до 8 Марта, что, собственно, и стало поводом для интервью. Однако говорили не столько о женском празднике, сколько о войне, «гуманитарке», потребностях бойцов, тепловизорах, трусах и... женских прокладках.
Корр.: Попробую угадать: вы и до войны не были серыми мышками?
Аня: «Активность - это моя черта. Не зря же я была комсоргом школы! Последние 10 лет воспитывала детей. После школы - институт, семья, работа. Потом мы с мужем открыли небольшой бизнес - парикмахерскую. Поработала там, родились сыновья... Сейчас они подросли, и я могу себя реализовать. А война, как ни странно, совпала с этим желанием».
Таня: «Я больше 10 лет руководила небольшим коллективом и имела опыт организации бизнеса... Можно сказать, мы обе пришли из этой сферы. Я поддерживала Майдан, его идеи. Он и стал для меня отправной точкой... У меня было много проблем с прошлой властью... Мой бизнес пытались отнять, приходилось бороться... Так что все не случайно...»
Корр.: Теперь о вас знают не только в Павлограде, но и за рубежом. С чего началось ваше волонтерство?
Аня: «Однажды я просто устала смотреть новости и чувствовать свое бессилие. Попробовала открыть пункт приема гуманитарной помощи на поселке (микрорайон РТС - прим. «ПВ»). Результат был, но я поняла, что могу делать больше. Присоединилась к волонтерам - Жене и Лизе (Евгений Новиков и Елизавета Ляшенко, ВО «До перемоги» - прим. «ПВ»). Это было в июле. Потом мы взялись плести маскировочные сетки... А с Таней познакомилась осенью. По сути, сейчас занимаемся тем же, чем и в мирной жизни - координируем людей вокруг реализации каких-то идей. Но только теперь делаем это бесплатно».
Таня: «Это (участие в волонтерском движении - прим. «ПВ») было по зову сердца. Я делаю то, что должна делать. Первым шагом стало мое знакомство весной 2014 года с нашими солдатами. Это была 51-я и 72-я бригады. Я увидела, что люди требуют моего участия. Сперва помогала материально - продукты, бронежилеты... Весь мой опыт ведения бизнеса здесь пригодился...»
Аня: «Очень важно, чтобы среди твоих знакомых были люди, которые в экстренной ситуации могли тебя выручить. Поэтому связи из бизнеса здесь очень помогают. Кстати, на счет идей. Последняя тема - надо было купить трусы. Мы напрягли одних, нам рынок открыли, и мы сделали закупку в течение 10 минут. И тут нам с Таней приходит идея: а почему мы сами не шьем трусы? И стали шить».
Корр.: А потом вся страна услышала о швейном взводе «Дамские пальчики»...
Аня: «Сначала мы назвали наших девчат взводом, потом кто-то сказал - «батальон», теперь - фабрика. Но суть не в этом, а в конечном результате. А идеи рождаются индивидуально. Мы тогда сразу связываемся друг с другом и обговариваем. Во многом помогает женская интуиция...»
Таня: «Что-то приходит сразу в голову, что-то планируешь, исходя из обстоятельств. Например, по результатам первых поездок на фронт мы стали выявлять потребности бойцов и работать на заказ. Теперь стараемся работать на опережение. Вот сойдет снег, начнутся дожди. Что бойцам нужно? Сапоги резиновые, плащи. И мы их собираем.
Бывает, разговариваешь с солдатами: «Пацаны, завтра едет машина, пока не закрылись магазины - что вам надо?» Те мнутся: «Я не знаю... Сапоги мокрые...» «Так тебе надо прокладки в сапоги?» «Надо». «Почему ты молчишь?» «Неудобно сказать...» Мужики, есть мужики. Тогда включаешь женскую интуицию, материнское чутье. Вплоть до того, что даем бойцам хлоргексидин. «Мужики, - говорю, - вам там негде помыться, вот, пошли в туалет, обработали этим себя - и порядок».
Корр.: Как уживаются две такие обаятельные и креативные женщины?
Аня (смеется): Конечно, между нами жуткая конкуренция! Мы так «ненавидим» друг друга (Таня тоже смеется - прим. «ПВ»). Как ты прошлый раз написала? Мы, королевы, - бабы простые... На самом деле нам делить нечего, мы делаем одно нужное дело. Ты знаешь, как нас называют? Меня - «торнадо в юбке», ее - «нашей Таней!»
Таня: «Направлений для самореализации очень много. Мы занимаемся солдатами на фронте, с недавних пор - переселенцами, семьями бойцов, передаем помощь нашим пленным ребятам. Вот, появилась и новая проблема - возвращаются солдаты, и многим из них нужна психологическая помощь... По гуманитарной помощи мы сотрудничаем с волонтерами Львова, украинцами Польши, Объединенных Арабских Эмиратов».




У волонтерского объединения, одним из координаторов которого выступает и Татьяна Найда, сегодня много подопечных на фронте.
Корр.: Говорят, для мужиков их тыл - это их семьи. А кто вас поддерживает?
Аня: «У меня дома два сына и муж. Муж тоже активно занимается волонтерской работой... И только потому, что рядом есть такой мужчина, я могу позволить себе быть собой. А еще, конечно же, я благодарна за поддержку тем людям, которые со мной работают. Иногда смотришь на них - сколько у них энергии, вдохновения. Они как муравьи!»
Таня: «Мой муж - он мой главный вдохновитель и спонсор всех моих волонтерских начинаний. Вместе с сыном - он моя самая главная поддержка... И, безусловно, ничего бы у нас не получилось, если бы не все наши волонтеры».
Корр.: А если нарисовать портрет украинского мужчины. Какой он у вас получится?
Таня: «Мы вчера этот вопрос уже обсуждали. Для меня стало откровением, что на фоне этих событий у нас оказалось столько настоящих мужчин. Тех, за которыми мы действительно чувствуем себя как за каменной стеной. Прежде я бы не поверила».
Аня: «Для меня ужасно осознавать, что 20-летние пацаны готовы не просто воевать, а с честью умереть на поле боя. Это страшно, в то же время ты понимаешь, что рядом с тобой настоящие мужчины (одного такого бойца Аня недавно познакомила с девушкой - прим. «ПВ»). Они выросли среди нас, смотрели те же фильмы, ели тот же хлеб, слушали те же новости...»

«Три девицы под окном...» - написал кто-то в шутку в комментариях под этим фото в сети Фейсбук. Хорошая популярность нужна волонтерам, как воздух, уверена Анна Третьяк (Прудская) (на фото в центре). Это позволяет привлекать новые ресурсы и новых активистов.

Корр.: Один из луганских боевиков поучал местных женщин: мол, сидите дома, занимайтесь пирожками, ваше место на кухне. Что вы по этому поводу скажите?
Аня: «Однозначно, наши украинские женщины не такие! На этот счет даже анекдот есть... Пусть Таня расскажет!»
Таня: «Украинская женщина вышла замуж за представителя азиатской страны. Он ей и говорит: «Если я приду, и у меня будет кепка повернута назад, то ты должна будешь немедля подать мне мое любимое блюдо. Если моя кепка будет повернута вперед, то ты тут же отправишься со мной на ложе. Поняла?» Жена отвечает: «Ага, поняла. Но если ты придешь, и у меня будут руки в боки, то мне будет все равно, в какую сторону у тебя кепка». Я считаю, что наши женщины имеют гордость.
Корр.: А о чем мечтают эти гордые женщины?
Таня: «Ой, даже некогда об этом думать. Раньше мечты были... Естественно, хочется, чтобы закончилась война. Очень хочу отметить Победу - за большим столом, в большой компании волонтеров и солдат».
Аня: «Я не знаю... Но что для меня сейчас важно в жизни? Вырастить достойных детей. Чтобы я гордилась ими...Это очень важно».
Корр.: Хорошо, тогда какой подарок к 8 Марта вы бы хотели получить?
Таня (смеется): Рацию и бинокль. И тепловизор. Вот, иду в магазин и вижу: висит красивая норковая шуба. В принципе, я могу ее себе позволить. Но у меня уже свой синдром АТО - я смотрю на цену и первая мысль: «Это же тепловизор!» Так что, если бы муж подарил мне его, я бы нашла ему применение».
Аня (смеется): «Таня, не делай этого! Саша, если честно, я иногда срабатываю ее тормозом».
Продолжает: «А я бы отдохнула с удовольствием. Просто, знаешь... хочу ни о чем не переживать, окунуться в прошлое, отвлечься от реальности... Иногда мне кажется, что то, чем я сегодня занимаюсь, происходит не со мной».

Александр Шульга

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Як правильно клепати косу. Поради від сільського косаря з Чернігівщини (відео)

Меотида: краса, яку навпіл розірвала війна (відео)

"Істерик ні в кого немає". Як живуть кияни під обстрілами.