![]() |
Обувную мастерскую Афанасьевны знают и селяне, и чиновники горисполкома |
"Другой раз, когда люди впервые заходят ко мне, то
удивляются: как так, женщина - и обувь ремонтирует?! - говорит мастер. - Если
видят моего мужа, к нему обращаются - думают, что он сапожник. Я к тому
привыкла".
“Понюхаю запах - и
возвращаюсь”
Светлана Афанасьевна чинит людям обувь уже более 25 лет и
лет 10, как делает это в маленьком подвальчике старого дома на улице Карла
Маркса. “Вообще-то я швея по профессии, - признается женщина. - А почему
сапожником стала? Так ведь мне смолоду нравился запах кожи, обувного клея,
резины…”
В начале 80-х, перебравшись с мужем в Павлоград, Светлана
подыскала себе работу - поступила в обувную мастерскую при городском доме быта.
Три года трудилась приемщицей и для собственного удовлетворения осваивала азы
сапожницкого дела. Присматривалась, пробовала.
“Бывало и такое, что с мужем идем мимо дома быта. Я ему: “Ты
постой, я схожу тут ненадолго”. Бегом на второй этаж, в мастерскую, понюхаю
этот запах, и возвращаюсь… - вспоминает Афанасьевна. И продолжает: - Меня
начальство долго в цех не брало. Считали, что я на приемке нужна. Но я не
сдавалась, училась и со временем получила разряд. Вот так я и стала
сапожницей”.
Завоевывать себе имя она начала с малого – набоек на
каблуки. Латала дырявую обувь – впоследствии так, что и следа ремонта не
оставалось. “Нас до сих пор латочниками зовут”, - смеется женщина. Позже
научилась и супинаторы ставить, и подошвы менять. Пришлось ей пережить и
кризисные 90-е. Ныне она частный предприниматель, зарабатывающий к скромной
пенсии дополнительные копейки.
Покупать надо
отечественное
Имея за плечами 25 лет сапожницкого опыта, Светлана
Афанасьевна готова вернуть к жизни любой стоптанный или порванный ботинок. За
смену через ее руки иной раз проходит 30-40 пар. “Я быстро делаю. Обычно за
полчаса пару обшиваю. Зимой у меня работа потяжелее – обшивка, латочки,
замочки, собачки, расшивка. А летом легче – ведь и обувь легкая. Идут все – и
женщины, и мужчины. Я заметила: если утром обувь на латку принесли, значит,
весь день будешь латать”, - делится мастер своими наблюдениями.
Бывают ситуации уникальные - с точки зрения ремонта. Совсем
недавно, вспоминает, парень принес ей ботинки 50 размера - лопнула подошва.
Никто не взялся делать. А она согласилась, сказав лишь, что подошв такого
размера у нее в запасе нет, придется покупать в Днепропетровске.
Вообще качество обуви, которую носят наши люди, никудышнее,
замечает Афанасьевна. Внутри бумага, подошвы не годятся… Как выбрать? Надо
отечественную обувь покупать – днепропетровскую или запорожскую. Она и по цене
приемлемая, и более долговечная. Единственное, что иногда этой обуви требуется
- обшивка.
Идут малоимущие и
депутаты
“У меня сейчас много клиентов – из Юрьевки, Варваровки,
Петропавловки. Не говоря уже о местных, - рассказывает мастер. - Приезжают:
“Афанасьевна, сделай срочно!” И делаю… Стариков много бывает. Они знают, что
лишнего не возьму, еще и уступлю. Вот в прошлом году мужчина зашел, без руки,
чуть не плачет: мол, все ему отказывают. И просит починить разлезшуюся обувь. Я
взяла, проклеила...”
“Работникам горисполкома я тоже ремонтирую их туфли и
сапоги, - открывает она секрет. – Не один раз Пономарчук (Николай Савельевич –
прим. “ПВ”) приходил ко мне с туфлями – я ему на них набойки ставила. Я всегда
стараюсь сделать так, чтобы человек оставался довольный моей работой. Мне ведь
и самой нравится из ничего делать что-то”.
Несмотря на увлеченность сапожницким делом, Светлана
Афанасьевна признает, что работа у нее отнюдь не женская. “Конечно, очень
тяжело бывает. Особенно зимой, когда натаскаешься с тяжелой обувью, рук не
чувствуешь. Спасибо мужу Ване – помогает: раньше меня сюда приходит и включает
обогреватель, чтобы я в тепле работала, вечером встречает”, - говорит женщина.
И признается, что, возможно, давно бросила бы свое занятие,
если бы пенсия достойно жить позволяла. А так, приходится ежедневно чужие
ботинки штопать.
На вопрос о главном в ее профессии Светлана Афанасьевна
отвечает: “Вы знаете, была среди нас одна сапожница. Все жаловалась, что мало
получает. Так я ей говорила, что на первом месте должен быть клиент. А если
думать о том, как деньги с человека содрать, то ничего не получится – люди к
тебе не пойдут, и заработка не будет”.
Александр Шульга, марта 2011 года
Коментарі
Дописати коментар