Остання публікація

Нотатки з війни | "Місцевих війна загартувала"

Зображення
Сільською вулицею прямує немолода жінка. Поруч неї човгає хлопчина років восьми. Вочевидь, онук.

"Нас до сих пор зовут латочниками". В Павлограде женщина работает сапожником (видео)


Обувную мастерскую Афанасьевны знают и селяне, и чиновники горисполкома
Руки этой женщины вернули к жизни не одну тысячу пар стоптанных ботинок. Ее ремонтную мастерскую на улице Карла Маркса знают сегодня и жители Полигона, и селяне Юрьевки. Светлана Афанасьевна – человек с нетипичной для прекрасного пола профессией. Она сапожник.


"Другой раз, когда люди впервые заходят ко мне, то удивляются: как так, женщина - и обувь ремонтирует?! - говорит мастер. - Если видят моего мужа, к нему обращаются - думают, что он сапожник. Я к тому привыкла".

“Понюхаю запах - и возвращаюсь”

Светлана Афанасьевна чинит людям обувь уже более 25 лет и лет 10, как делает это в маленьком подвальчике старого дома на улице Карла Маркса. “Вообще-то я швея по профессии, - признается женщина. - А почему сапожником стала? Так ведь мне смолоду нравился запах кожи, обувного клея, резины…”

В начале 80-х, перебравшись с мужем в Павлоград, Светлана подыскала себе работу - поступила в обувную мастерскую при городском доме быта. Три года трудилась приемщицей и для собственного удовлетворения осваивала азы сапожницкого дела. Присматривалась, пробовала.

“Бывало и такое, что с мужем идем мимо дома быта. Я ему: “Ты постой, я схожу тут ненадолго”. Бегом на второй этаж, в мастерскую, понюхаю этот запах, и возвращаюсь… - вспоминает Афанасьевна. И продолжает: - Меня начальство долго в цех не брало. Считали, что я на приемке нужна. Но я не сдавалась, училась и со временем получила разряд. Вот так я и стала сапожницей”.


Завоевывать себе имя она начала с малого – набоек на каблуки. Латала дырявую обувь – впоследствии так, что и следа ремонта не оставалось. “Нас до сих пор латочниками зовут”, - смеется женщина. Позже научилась и супинаторы ставить, и подошвы менять. Пришлось ей пережить и кризисные 90-е. Ныне она частный предприниматель, зарабатывающий к скромной пенсии дополнительные копейки.

Покупать надо отечественное

Имея за плечами 25 лет сапожницкого опыта, Светлана Афанасьевна готова вернуть к жизни любой стоптанный или порванный ботинок. За смену через ее руки иной раз проходит 30-40 пар. “Я быстро делаю. Обычно за полчаса пару обшиваю. Зимой у меня работа потяжелее – обшивка, латочки, замочки, собачки, расшивка. А летом легче – ведь и обувь легкая. Идут все – и женщины, и мужчины. Я заметила: если утром обувь на латку принесли, значит, весь день будешь латать”, - делится мастер своими наблюдениями.

Бывают ситуации уникальные - с точки зрения ремонта. Совсем недавно, вспоминает, парень принес ей ботинки 50 размера - лопнула подошва. Никто не взялся делать. А она согласилась, сказав лишь, что подошв такого размера у нее в запасе нет, придется покупать в Днепропетровске.

Вообще качество обуви, которую носят наши люди, никудышнее, замечает Афанасьевна. Внутри бумага, подошвы не годятся… Как выбрать? Надо отечественную обувь покупать – днепропетровскую или запорожскую. Она и по цене приемлемая, и более долговечная. Единственное, что иногда этой обуви требуется - обшивка.

Идут малоимущие и депутаты

“У меня сейчас много клиентов – из Юрьевки, Варваровки, Петропавловки. Не говоря уже о местных, - рассказывает мастер. - Приезжают: “Афанасьевна, сделай срочно!” И делаю… Стариков много бывает. Они знают, что лишнего не возьму, еще и уступлю. Вот в прошлом году мужчина зашел, без руки, чуть не плачет: мол, все ему отказывают. И просит починить разлезшуюся обувь. Я взяла, проклеила...”

“Работникам горисполкома я тоже ремонтирую их туфли и сапоги, - открывает она секрет. – Не один раз Пономарчук (Николай Савельевич – прим. “ПВ”) приходил ко мне с туфлями – я ему на них набойки ставила. Я всегда стараюсь сделать так, чтобы человек оставался довольный моей работой. Мне ведь и самой нравится из ничего делать что-то”.

Несмотря на увлеченность сапожницким делом, Светлана Афанасьевна признает, что работа у нее отнюдь не женская. “Конечно, очень тяжело бывает. Особенно зимой, когда натаскаешься с тяжелой обувью, рук не чувствуешь. Спасибо мужу Ване – помогает: раньше меня сюда приходит и включает обогреватель, чтобы я в тепле работала, вечером встречает”, - говорит женщина.

И признается, что, возможно, давно бросила бы свое занятие, если бы пенсия достойно жить позволяла. А так, приходится ежедневно чужие ботинки штопать.
На вопрос о главном в ее профессии Светлана Афанасьевна отвечает: “Вы знаете, была среди нас одна сапожница. Все жаловалась, что мало получает. Так я ей говорила, что на первом месте должен быть клиент. А если думать о том, как деньги с человека содрать, то ничего не получится – люди к тебе не пойдут, и заработка не будет”.

Александр Шульга, марта 2011 года

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Як правильно клепати косу. Поради від сільського косаря з Чернігівщини (відео)

Меотида: краса, яку навпіл розірвала війна (відео)

"Істерик ні в кого немає". Як живуть кияни під обстрілами.