Остання публікація

Нотатки з війни | "Місцевих війна загартувала"

Зображення
Сільською вулицею прямує немолода жінка. Поруч неї човгає хлопчина років восьми. Вочевидь, онук.

"У вас великолепный диагноз - вы сумасшедший!" Как журналисты со скалы прыгали



(Эта история написана в октябре 2012 года - до оккупации Крыма Россией...)

Если бы кто-то предложил вам шагнуть в пропасть еще и отдать за это деньги, как бы вы отреагировали? Скорее, покрутили бы пальцем у виска. Между тем, находятся чудаки, которые не мыслят свою жизнь без такого экстрима. Их еще называют роуп-джамперами или прыгунами.

Многие из них едут в Крым, забираются на крутые скалы и сигают вниз. От верной гибели их спасает страховочная веревка и прочие приспособления. Чем не удовольствие? Сознаюсь, я сам давненько мечтал побывать в роли такого, вот, сумасшедшего. Видно, мало мне в жизни повседневного экстрима.

"И охота так жизнью рисковать?!"

Случай пощекотать нервы представился совсем недавно, во второй половине сентября, когда я с коллегами-журналистами остановился на несколько дней вблизи Бахчисарая, у подножия горной гряды Качи-Кальона (пещерный средневековый город).


"Да, экстремалы к нам приезжают регулярно. Отчаянные ребята, я бы так не смог, - то ли инструктировал, то ли предупреждал меня сторож местной гостиничной усадьбы, - Прыгают вон с того места…" И он показал на плато. От него до подножия скалы, усеянной рукотворными гротами, 150 метров. Еще ниже лежит трасса, которая соединяет Бахчисарай с поселком Синапное.

Первого летящего "камикадзе" я увидел в тот же день. Крохотная фигурка сорвалась вниз и с радостным улюлюканьем понеслась на камни. Человечек растопырил руки и за несколько десятков метров от громадного валуна скользнул вбок - закачался на упругом канате, словно маятник. Сработала мудреная система страховки. Интересно, а как на счет несчастных случаев?


"Слава Богу, жив остался, ненормальный", - прокомментировал прыжок кто-то из журналистов.  И охота так жизнью рисковать?" "Еще как охота", - подумал я и вновь прильнул глазами к вершине скалы, где очередной любитель острых ощущений готовился шагнуть в бездну …

Моя участь была предрешена, когда на следующее утро я и мои коллеги, Костя и Сергей, поднялись крутой горной тропкой на плато. Нет, в этот раз все обошлось, мы только разведали местность и поглазели с заоблачной высоты на мир.


"Представляешь, у меня голова совсем не кружится!" - восхищенно говорю я Константину и приближаюсь к обрыву еще на полметра. Внизу раскинулась горная долина, окруженная песчаного цвета скалами. "Смотри, сорвешься", - предупреждает взволнованно коллега, а сам щелкает фотокамерой. Глядя за горизонт, я издаю громкое "Вау!"

"Все будет хорошо, Ксюша…"

"Ребята, вы прыгать хотите?" - возле нас появляется худенький паренек - должно быть, из команды экстремалов. Их палаточный лагерь мы миновали, когда выходили из зарослей на открытую часть плато. Лицо паренька не выражает никаких эмоций - похоже, для него мы очередные "клиенты", ищущие приключений на свою пятую точку.


Насчет "клиентов" поясню: роуп-джампингом занимаются команды опытных спортсменов, имеющие в своем распоряжении надежное и дорогое альпинистское снаряжение. Эти профессионалы прыгают сами и организовывают прыжки для "чайников" вроде меня - разумеется, не бесплатно.


"Нет-нет, - в один голос торопимся ответить мы пареньку. – Мы только видами любуемся". "Ну, если захотите прыгнуть, обращайтесь - организуем", - и он удаляется - должно быть, досыпать.
"Роковой" для меня день настал через неделю, когда идея осуществить сокровенную мечту, совершить личный подвиг и попробовать на вкус невесомость созрела до уровня решения и… застыла на отметке "хочется, но колется". И тут мне помогла моя коллега из славной Дружковки Ксения.

"Это правда, небольшой опыт прыжков у меня есть", - ошарашила она нас с Константином. Выяснилось, что девушка тот еще экстремал: свой первый прыжок исполнила в мае этого года. Точкой старта для нее стала крыша высотки! "Что ж, тогда на плато идем завтра вместе. Вы ведь тоже будете прыгать?" - поставила нас перед фактом отчаянная журналистка. Похоже, она свой выбор сделала. А я?



И вот оно, утро следующего дня. Поверьте, нет ничего хуже, чем стоять на краю мира и бороться со сковывающим тебя ужасом. "А ветер не очень сильный? Меня не занесет?" - в который раз спрашивает Ксения инструктора. Обвязанная страховочными ремнями, она стоит над 150-метровой пропастью уже несколько минут, вцепившись носочками ног в краешек 
земной тверди. Хочет оттолкнуться и… не решается.

"С ветром все в порядке - если бы нельзя было прыгать, мы бы сказали", - теряет понемногу терпение парень. Он держит канаты, чтобы в нужный момент сбросить их вниз за девушкой. Мы, журналисты, циники - целый час донимали Ксению своими злыми шутками, вспоминали черную кошку и прочие приметы, хотели взять "на слабо", но потом одумались.






"Все будет хорошо, Ксюша", - почти шепчу я ей, держа палец на кнопке фотоаппарата. И уже знаю: если она прыгнет - я полечу вслед. Вероятнее всего. И… она таки это сделала!


Три секунды над пропастью - маловато будет!

Ставя свой автограф в специальном журнале (дескать, никто меня в пропасть не тянул - сам сдуру кинулся), надевая на себя альпинистскую систему ремней, я понимаю, что отрезаю все пути назад. Отказаться теперь от прыжка значило бы предать мечту и кусать потом себе локти. В конце концов, Ксения же смогла…

Опытные роуп-джамперы, должно быть, с улыбкой прочтут эти признания неискушенного писаки. Но это действительно страшно. Причем страх абсолютно иррационален, он исходит из глубин подсознания, это страх живого существа, которое смотрит в глаза смерти. Напоминания о страховке в такой момент не работают, здесь главенствует инстинкт. И он сильнее разума.
Потому-то победа над ним, запечатленная как момент отрыва от земли, и есть самый высший кайф для настоящего джампера. "Не было бы страха, кто бы прыгал?" - разумно заметил один из экстремалов.


Но вернемся ко мне. Короткий инструктаж перед прыжком - ощущения, словно тебя ведут на эшафот. Фу ты, сравнил! Остатки разума подсказывают, что прирастать ногами к краю обрыва не стоит - потом труднее, да что там труднее - почти невозможно оторваться. Лучше сделать все до того, как ужас парализует волю… Я замираю на один миг, и вот она - пропасть, бездна, ничто (называйте, как хотите).





Три с половиной секунды или 60 метров свободного падения не кажутся вечностью - все слишком быстро, но оно того стоит. А теперь можно расслабиться и покричать, пусть и с опозданием. Ведь я тоже смог, тоже это сделал!

P. S. Спустя пять дней я получил коротенькое сообщение от Ксении: "Жаль, что я не увидела ваш прыжок live, но все равно - здорово! Поздравляю! У вас великолепный диагноз - Вы сумасшедший)))". Что ж, с диагнозом согласен, тем более что одного прыжка мне теперь явно мало. И еще, совет "опытного чайника", получившего сертификат роуп-джампера: никогда не говорите близким о своем чудачестве до того, как совершите этот маленький подвиг. Зачем им волноваться?


Наша справка:

Роуп-джампинг (англ. rope – веревка; jump - прыгать) - экстремальный вид спорта, в основе которого прыжок с высокого объекта и дальнейшее свободное падение с переходом в амплитуду маятника. Используется амортизирующая система альпинистских веревок и снаряжения. Это наиболее безопасный вид экстремальных развлечений.

Александр Шульга

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Як правильно клепати косу. Поради від сільського косаря з Чернігівщини (відео)

Меотида: краса, яку навпіл розірвала війна (відео)

"Істерик ні в кого немає". Як живуть кияни під обстрілами.